Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
Голосование
Что является приоритетным при выборе учреждения дошкольного образования для вашего ребенка?
Всего 34 человека

Музыкальный руководитель

Дата: 1 февраля 2016 в 13:34, Обновлено 25 апреля в 15:10

Значение использования детского фольклорного репертуара в музыкальном воспитании

Жигун Ольга Юрьевна,

музыкальный руководитель

Сегодня в педагогической науке вопросы формирования культуры  являются, безусловно, актуальными. Это связано с современными требованиями государства к каждому своему представителю. Значительной частью культуры государства, которая должна быть усвоена уже в детстве, является традиционная фольклорная культура, которая включает в себя и культуру музыкальную.

Значение использования фольклорного репертуара в музыкальном воспитании детей уже на первых уровнях образования не вызывает сомнения и находит свое подтверждение как в истории музыкально-педагогической мысли, так и в современных работах, в которых идет разговор о воспитании детей средствами национальной культуры.

Так фольклорный материал лежал в основе известнейших систем музыкального воспитания ХХ века, разработанных Карлом Орфом и Золтаном Кодаи. С опорой на белорусский песенный фольклор предлагал осуществлять музыкальное воспитание дошкольников отечественный педагог А. Гриневич, о чем свидетельствует материал его «песенников», изданных в 20-е годы ХХ века. Подробную характеристику поэтического и мелодического содержания белорусского детского фольклора сделали Г.А. Борташевич и В.И. Ялтов в академическом издании «Дзицячы фальклор». Сейчас, когда так остро стоит вопрос о развитии культуры каждой нации на государственном уровне, нельзя мирится с безразличным отношением  к традиционному фольклору.  Не вызывает сомнения факт, что облик Родины в детстве возникает уже при первом знакомстве с народным творчеством, особенно фольклорными песнями, поэтому такое большое внимание уделяется фольклорному репертуару в   Учебной программе дошкольного образования (2012г).

В то время, когда отечественная фольклористика предлагает богатый литературный и нотированный музыкальный материал, фонозаписи, теоретико-исторический и музыковедческий анализ национального музыкального фольклора,  в отечественной педагогической науке существует необыкновенно мало специальных исследований, посвященных проблеме использования национального музыкального фольклора в работе с дошкольниками.  Еще в 1994году во вступительной статье к книге «Беларускi дзiцячы фальклор. Традыцыйныя запiсы, апрацоукi и аутарскiя творы»   составители сборника А.М. Альхимович и Н.В. Рахчеев писали: «Как это ни парадоксально,  до сегодняшнего времени нет ни одного сборника, в котором были бы помещены все фольклорные песенные жанры и которые  были бы адресованы самым маленьким. Многочисленные издания отдельных жанров, которые предназначены детям, не могут дать полное представление о богатстве традиционного фольклора» (Мн:, Беларусь, 1994).

О.Н. Анципирович спустя 20 лет пишет: «В работе дошкольных учреждений приобщение к музыкальному фольклору чаще всего осуществляется во время подготовки и проведения фольклорных праздников, что значительно обедняет опыт отношения дошкольников с богатым и педагогически ценным материалом, каким является музыкальный фольклор» (В.М. Анципiровiч «Музычная скарбонка». Мазыр, 2007г). В случаях ознакомления с фольклорными произведениями во время музыкальных занятий, пишет Анципирович О.Н., чаще всего имеет место бессистемность использования отдельных произведений, подчинение их определенным видам деятельности – слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям или музицированию. При этом в процессе отбора этих произведений не всегда акцентируется внимание на интонационной самобытности музыкальных примеров фольклора, что является отрицательным моментом в познании дошкольниками национальной музыкальной культуры.

Актуальность данной проблемы и, в то же время неразработанность как теоретических, так и методических аспектов приобщения дошкольников к музыкальному фольклору диктует необходимость создания соответствующей технологии. Такую технологию в свое время предложила  О.Н. Анципирович, давая основные понятия, структуру блоков, классификационные параметры, цели и концептуальные положения своей технологии в книге «Фармiраванне музычнай культры дашкольнiкау сродкамi беларускага фальклору» (Мн: , 2007.)  

Традиционно фольклорная музыка делится в соответствии с классификацией на 2 большие ветви: семейно-бытовую и календарно-обрядовую. В условиях дошкольного образования мы проводи 4 больших календарно-обрядовых праздника (в соответствии со временем года) осенью – «Восеньскi кiрмаш» или «Дажынкi», зимой – «Калядкi», весной – «Гуканне вясны» и летом «Купалле». Примеры составления сценариев по данным темам представлены в сборнике «Карагод круглы год» (Авторы-составители Т.Н. Шаламицкая, М.З Ходосевич. Мозырь, 2001). Из семейно бытового цикла в Программе представлены колыбельные, потешки, попевки. Сложность работы для музыкального руководителя представляет тот факт, что, компонуя занятие, мы не можем составить его так, чтобы системно работать с произведениями белорусского фольклора.  Выходом из сложившейся ситуации является обращение к фольклору во время развлечений или на занятиях, время от времени, используя произведения, предусмотренные учебной программой  дошкольного образования, что обеспечивает только  отрывочное знакомство с ним (попевка, песня, игра, музицирование).

Для того, чтобы возбудить и поддерживать у детей интерес к национальному музыкальному искусству, музыкальному руководителю следует внимательно и бережно отбирать фольклорный материал для вокальной, танцевальной, игровой  деятельности.

Литература

1. Учебная программа дошкольного образования  Мн,   НИО, 2019.


 



Рекомендуемый музыкальный репертуар и источники

     

Рэпертуар

Літаратурныя зборнікі

“Ах ты, коценька-каток” муз.А.Рэмізоўскай, сл.нар.  “Птушачка”,“Чук-чук” сл. нар, апрац.А.Р.Рэмізоўскай.

“А чы-чы, сарока” (сл.народныя, апрац.М.Анцава).

.Рэмізоўская А.Р “Жавароначкі, спявайце!”  (Мінск, 1991).

“Беларускі дзіцячы фальклор” (Мінск, 1994, с.63).

“Сумны дожджык” сл.В.Жуковіча, муз.С.Пятровай.

“Трах-бах-трабах” (б.н.м., апрац.А.Рашчынскага).

“Дзінь-дзінь-дзінь!” сл. і. муз. Я.Жабко.

Жуковіч В.А. Пятрова С.В.

 “Дзіўны горад” песні для дзяцей “Крынічка. Беларускія народныя песні для дзяцей” уклад.Л.В.Кузьмічова, В.Р.Вячора (Мінск 1989).

Жабко Я. “Капельки. Сборник песен для детей раннего и младшего дошкольного возраста” (Мозырь, 2007, с.36).

“Божая кароўка” б.н.м. (апрац.А.Расшынскага)

“Крынічка” беларускія народныя песні для дзяцей (Мінск, 1989, с.38)

“Ладкі-ладком” сл.нар., “Парсючок”сл.С.Шушкевіча, “Пеўнік”сл.У.Місцюка.

“Жавароначкі, спявайце!” А.Р.Рэмізоўская

 (Мінск, 1991)

“Прыляцелі куры”, “Мышка” апрац.А.Рашчынскага; “Люлі, люлі, цэлы дом спіць” апрац.В.Сярых.

“Тузік” муз.Л.Захлеўнага, сл.Л.Пранчанка.

“Карагод люстерка” (для нарадження) сл. і муз.Я.Жабко.

“Крынічка. Беларускія народныя песні для дзяцей” уклад.Л.В.Кузьмічова, В.Р.Вячора (Мінск 1989)

“Дзіўны горад” песні для дзяцей ЖуковічВ.А. ПятроваС.В.

“Капельки. Сборник песен для детей раннего и младшего дошкольного возраста” (Мозырь, 2007, с.24).

“Бегаў зайка шэранькі” б.н.м. (апрац.Г.Вагнера)

“Зайка” б.н.м.

“Мамачка-сонейка” муз. і сл. Я.Жабко

“Адмарозіў лапкі” муз.С.Альхімовіч, сл.І.Муравейкі

“Маміны рукі” муз.А.Рэмізоўскай сл.МПазнякова

У.Д.Каструлеў, А.А.Філіповіч “Хрэстаматыя па спевах 1-3кл.”

(Мінск, 1977, с.117).

Е.Р.Ремизовская «Солнышко, Система, методика, опыт музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста» (Минск, 1996, с.31).

Я.Жабко “Усе поры года я вельмі чакаю” (Мінск, 1999, с.90).

 С.Альхімовіч “Маім маленькім сябрам. Песні для дзяцей” (Мінск, 1963, с.18).

А.Р.Рэмізоўская “Жавароначкі, спявайце!” (Мінск, 1991, с.21).

“Курачка-чубатка”сл.М.Ганчарова; “Зіма”сл.Д.Бічэль-Загнетавай; “Стук-стук патаку” сл.нар.; “Коцік” сл.нар.

“Хмаркі капрызулькі”; Мокрыя вяровачкі”; Плачуць пяцеркі рабін”; “Сняжыначкі”.

“Пра ката Рамана” муз.Л.Сімаковіч, сл.Б.Жанчанка; “Карусель” муз.В.Войціка, сл.А.Пысіна; “Домік” муз.Л.Сімаковіч, сл.Б.Жанчанка; “Калыханка” муз.А.Чыркуна, сл. К.Лейкі; “Сняжок” муз.В.Войціка, сл.І.Шуцько.

“Жавароначкі, спявайце!” А.Р.Рэмізоўская

 (Мінск, 1991)

Я.Жабко “Усе поры года я вельмі чакаю” дапаможнік для педагогаў і музычных кірўнікоў дашкольных устаноў (Мінск, 1999)

“Ласкавае сонейка” Л.В,Кузнічова (Мінск, 1997)

“Мамін голас” сл.М.Людкевіч, преаклад В.Сярых; “Певунок” сл.нар.; “Грыбны дожджык” сл.А.Дзеружінскага.

“Злая завіруха” сл.і муз. Я.Жабко.

 “Заінька, шэранькі”, “Саўка-варонка”  апрац.А.Рашчынскага; “Ой, вясна, ой, вясна апрац.А.Залетнева; “Ляцелі гуселкі” апрац.А.Залетнева; “Ласачка” сл.нар., муз.Л.Сімаковіч.

“Маладая восень” сл.В.Жуковіча, муз.С.Пятровай; “Свята з елачкай” сл.В.Жуковіча, муз.С.Пятровай; “Дзяўчынка і птушка” сл.В.Жуковіча, муз.В.Сярых; “Мама, сонейка і я” сл.Н.Маляўкі, муз.І.Лучанка.

“Певунок” В.В.Сярых (Мінск, 1991)

«Золотые ключики» Я.Жабко (Минск, 2005)

“Крынічка” беларускія народныя песні для дзяцей (Мінск 1989)

“Дзіўны горад” песні для дзяцей ЖуковічВ.А. ПятроваС.В.

“Выхавацелька” муз.С.Галкінай, сл.Н.Галіноўскай

“Дзіцячы сад” муз. і сл.С.Галкінай

“Самая лепшая” муз.А.Рэмізоўскай, сл.У.Карызны

“Дзедава кароўка” муз. Л.Захлеўнага, сл.Л.Пранчанка

“Рыжая ваверка” муз.А.Чыркуна, сл. А.Дзмітрыева

“Званочак грае” муз. і сл.Я.Жабко

В.В,Сярых “Певунок” (Мінск, 1991)

С.Д.Галкіна “Музычныя пацеркі” (Мінск, 1991, с.9)

А.Р.Рэмізоўская “Праменчык” (Мінск, 1997, с.83)

“Ласкавае сонейка”Л.В.Кузьмічова (Мінск, 1997, с.6)

“Лясны карагод” І.В.Гнеўка, В.Н.Лучанок (Мінск, 1998, с.43)

Я.Жабко “Золотые ключики” (Минск, 2005, с.92)

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

С.Галкiна«Музыкальный серпантин» .Песни-игры для детей3-6лет,Минск,2003,с.86

С.Альхімовіч “Маім маленькім сябрам. Песні для дзяцей дашкольнага ўзросту” Мінск, 1963, с.36

А.Рэмізоўская “Жавароначкі, спявайце!” ,Мінск, 1991.

“Беларускі музычныфальклор” Мінск, 1996,

В.Кузмичёва,“Весёлый каблучек”,Минск, 2003

“Крынічка” беларускія народныя песні для дзяцей Мінск 1989

«Музыкально-эстетическое развитие» (с электронным приложением

“Калыханкi, забаулянкi» (фальклорны зборнiк),Мінск, 1992, с.25

“Крынiчка» (беларускiя народныяпеснi для дзяцей), Мiнск,1989,с.4

“Крынiчка» (беларускiя народныяпеснi для дзяцей), Мiнск,1989,с.6

http://www.nlb.bv Интернет-портал Национальной библиотеки Беларуси

«Беларускі музычны фальклор” Мінск, 1996

“Беларускiянародныятанцы»,апрацоука Г. Вагнера,Мiнск,1993

“Родные напевы” (народные песні) Г.В.Савельев

Нотное приложение к учебное методическое пособие для педагогов

Мозырь, 1998

«Слушаем музыку», Минск, 2001, с.6

“Калыханкi, забаулянкi» (фальклорнызборнiк),Мінск, 1992, с.36

“Крынiчка» (беларускiя народныяпеснi для дзяцей), Мiнск,1989,с.38

Программные задачи образовательной области "Музыкальное искусство"

https://content.schools.by/sad5rog/library/Программные_задачи_с_литературой_на_бел_мове.doc

Сцэнарый музычнай забавы для дзяцей старшага ўзросту "А на Іван Купала"

https://content.schools.by/sad5rog/library/Сценарий_Купала.doc

-------------

Ольга Юрьевна Жигун, участвуя в международных научно-практических конференциях, отмечена многочисленными дипломами. познакомиться с её публикациями можно в следующих источниках:

  1. Жигун О.Ю. Белорусские народные песни и музыкальные игры как средство формирования литературной белорусской речи детей дошкольного возраста / «Язык и культура»: материалы XXIII   Международной научно-практической конференции 22 июня 2016 -  г. Новосибирск  / Под общ.ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. Адрес публикации: научная электронная библиотека Elibrary.ru.
  2. Жигун О.Ю. Воспитание национального самосознания личности ребенка посредством введения произведений белорусского детского музыкального фольклора в систему музыкальных занятий в детском саду / Педагогическое мастерство: сохраняя прошлое, создаем будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2016. Адрес публикации: научная электронная библиотека Elibrary.ru.
  3.  Жигун О.Ю. Воспитание национального самосознания личности ребенка посредством введения произведений белорусского детского музыкального фольклора в систему музыкальных занятий в детском саду / «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения»: материалы LI Международной научно-практической конференции 21 июня 2016 -  г. Новосибирск  / Под общ.ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. Адрес публикации: научная электронная библиотека Elibrary.ru.
  4. Жигун О.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания дошкольников в работе музыкального руководителя учреждения дошкольного образования / «Достижения и инновации в современной науке»: материалы II Международной научно-практической конференции 20 августа 2016 года, г. Пенза. Диплом 1 степени в номинации «Инновационный подход в решении научных проблем» Адрес публикации: научная электронная библиотека Elibrary.ru.
  5. Жигун О.Ю. Нравственно-патриотическое воспитание детей  дошкольного возраста средствами музыкального искусства / «Инновационные научные исследования: теория, методология, практика»:  сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2016. Диплом 1 степени. Адрес публикации: научная электронная библиотека Elibrary.ru.
  6. Жигун О.Ю. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства / «Инновационные научные исследования: теория, методология, практика»: материалы Международной научно-практической конференции 30 августа 2016 года, г. Пенза. Диплом 1 степени в секции «Педагогические науки» Адрес публикации: научная электронная библиотека Elibrary.ru.
  7. Жигун О.Ю. Особенности использования электронных средств обучения в процессе слушания классической музыки на музыкальных занятиях в детском саду / Актуальные вопросы психологии и педагогики: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2016. Адрес публикации: научная электронная библиотека Elibrary.ru.
  8. Жигун О.Ю. Развитие личности ребенка посредством приобщения к различным видам хореографического искусств / «WORLD SCIENCE PROBLEMS AND INNOVATIONS»: материалы II Международной научно-практической конференции 25 августа 2016 года, г.Пенза. Диплом 1 степени в секции «Педагогические науки». Адрес публикации: научная электронная библиотека Elibrary.ru.
  9. Жигун О.Ю. Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста на основе использования произведений белорусского детского музыкального фольклора / Психология и педагогика: достижения и тенденции развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2016. Адрес публикации: научная электронная библиотека Elibrary.ru.
  10. Жигун О.Ю. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством использования методики музыкального воспитания Карла Орфа с применением произведений белорусского фольклора / Новый взгляд. Международный научный вестник: сборник научных трудов. Выпуск 12 / Под общ.ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – С.82-92. Адрес публикации: научная электронная библиотека Elibrary.ru.
  11. Жигун О.Ю. Роль белорусского детского музыкального фольклора в формировании вокальных навыков детей 5-6 лет в дошкольном учреждении // «Международное научное обозрение проблем и перспектив современной науки и образования»: материалы ХХ Международной научно-практической конференции. Intornational Scientific review № 12 (22), США, г. Бостон, 08августа 2016 года
  12.  Жигун О.Ю. Роль белорусского музыкального фольклора в формировании литературной белорусской речи детей дошкольного возраста // «Modern science» ISSN № 6 (июнь)2016г.  Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований» - Москва, 2016
  13. . Жигун О.Ю. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством использования методики музыкального воспитания Карла Орфа с применением произведений белорусского детского музыкального фольклора //Научно-теоретический журнал «Наука и образование сегодня» № 5 (6, июль 2016г) Адрес публикации: http: publikaciya.ru/images/PDF/2016/6/razvitie-chuvstva-ritma/pdf.
  14. Жигун О.Ю. Роль электронных средств обучения в формировании культуры восприятия классической музыки у детей 5-6 лет / Научно-методический журнал «Современные инновации» № 6 (17, июня 2016г.). Современные инновации: в науке, образовании и технике: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.В. Вальцева.  – Иваново: Издательство  «Проблемы науки», 2016.
  15. Жигун О.Ю. Сохранение белорусских национальных традиций и языка в процессе деятельности детей 5-6 лет на музыкальных занятиях в учреждения дошкольного образования /Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2016. Диплом победителя. Адрес публикации: научная электронная библиотека Elibrary.ru.
  16. Жигун О.Ю. Сценическое волнение детей 5-6 лет, занимающихся хореографией в дошкольном учреждении и пути его преодоления / Наука, образование и государство в XXI веке: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2016. Диплом победителя. Адрес публикации: научная электронная библиотека Elibrary.ru.
  17.  Жигун О.Ю. Формирование вокальной исполнительской культуры у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в детском саду / «Международное научное обозрение проблем и перспектив современной науки и образования»: материалы ХХ Международной научно-практической конференции. Intornational Scientific review № 12 (22), США, г. Бостон, 08августа 2016 года. Диплом.
  18. Жигун О.Ю. Формирование вокальных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста на основе детских белорусских народных песен //Проблемы современной науки и образования № 20 (62, август 2016 г.) под общ. ред. С.В. Вальцева. – Иваново: Издательство  «Проблемы науки», 2016.  Адрес публикации:http://ioi 1/ru/ images/PDF/2016/62/forvirovanie-vokalnykh-umeniy-i-navykov.pdf.
  19. Жигун О.Ю. Формирование культуры восприятия классической музыки на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных средств обучения /Актуальные воспросы современной науки: сборник научных трудов. Выпуск 47 / Под общ. Ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. –С.95-106.
  20. Жигун О.Ю. Формирование культуры восприятия классической музыки на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных средств обучения /Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. –С.16-27.
  21. Жигун О.Ю. Формирование творческих навыков детей 5-6 лет на занятиях по хореографии в детском саду/ «Международное научное обозрение проблем и перспектив современной науки и образования»: материалы ХХ Международной научно-практической конференции. Intornational Scientific review № 12 (22), США, г. Бостон, 08августа 2016 года. Диплом.
  22.  Zhigun O.Yu. THE ROLLE OF THE BELARUSIAN MUSICAL FOLKLORE IN THE FORMING LITERARY BELARUSSIAN SPEECH PRESCHOOL CHILDREN / Modern Science [Text]: scientific publications yuornal. - № 6 (Yuli) / Scientific-information publishing center «Strategic Studies Institute»; Editor-in-chief – A.N. Zotin. – Moscow, 2016. C.109-112.
  23.  Zhigun O.Yu. The development of the emotional sphere of children of the senior group of kindergarten through the introduction of music classes of the elements of stading / European Researh: Innovation in Science  Education and Technology. London. United Kingdom. 28-29 August 2016. Science Yournal «European Research», № 8 (19) 2016, ISSN2410-2873.
  24.  Жигун О.Ю. Формирование интереса к музыкально-ритмическим движениям у детей старшего дошкольного возраста посредством введения в музыкальные занятия произведений народного искусства  /  Наука и образование: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2016.  научная электронная библиотека Elibrary.ru.




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.