План-конспект группового коррекционно-развивающего занятия«Составление простых распространённых предложений» (старший дошкольный возраст, ОНР (III уровень речевого развития)
Конспект коррекционного занятия
по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с элементами грамоты с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития (старшая группа)
Болбас Анна Николаевна, учитель-дефектолог
Тема. «Дикие животные и их детеныши»
Задачи. Активизировать предметный и качественный словари по теме «Дикие животные». Формировать умение составлять распространенные предложения с предлогами «на, в, под, за, над, из-за». Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; Совершенствовать умение образовывать названия детенышей диких животных единственного и множественного числа; согласовывать имена существительные с числительным. Развивать умение образовывать притяжательные прилагательные. Продолжать формировать обобщающие понятия «дикие животные», «детеныши», «деревья», «ягоды», цветы». Формировать умение образовывать форму родительного падежа существительного. Развивать умение подбирать прилагательные к существительным, согласовывая их в роде и числе. Развивать целостность зрительного восприятия, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы.
Материал и оборудование: картинки с изображением зверей и их детенышей, разрезные картинки с изображением диких животных; мяч; «чудесный мешочек» с игрушками диких животных; конфеты.
Ход занятия
- Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо. Хотите узнать, какое? Мне написала его лесная Фея, она пишет, что в лесу случилась беда. Охотники испугали всех зверей, и они убежали из леса. Чтобы звери вернулись, необходимо выполнить ряд заданий. Вы сможете помочь вернуть зверей? Задания находятся в этом зале, мы по очереди будем их выполнять. И так, первое задание:
- Каждый из вас подойдет к картинке, скажет полным предложением, где она лежит, используя нужный предлог и назовет, кто на ней изображен (игра «Назови, кто это?»).
Второе задание: нужно свое животное назвать ласково (игра «Назови ласково»).
Третьим заданием будет игра «Один – много» (зайчонок - много зайчат…)
В следующем задании Фея просит поиграть в игру «Посчитай-ка» (один барсук, два барсука, три барсука, четыре барсука, пять барсуков…).
- Ребята, сейчас подойдите на эту полянку, что мы здесь видим? Какие-то разрезанные картинки. Где лежат картинки? (закрепление предлогов). Необходимо сложить картинки, а затем назвать, части тела своего сложенного животного (игра «Чей, чья, чьё, чьи?): лисий хвост, заячьи уши, волчья морда… .
Следующая игра «Назови одним словом» проводится в кругу с использованием мяча (дикие животные, детеныши, деревья, ягоды, цветы).
Игра «Кого нет?» проводится сидя на стульях (нет бобра, нет ежа, нет рыси… ): картинки с изображением зверей (6 картинок) выставляются перед детьми, когда дети закроют глаза, одна картинка прячется.
- Ребята, какой «чудесный мешочек» оставлен на этой полянке. Сейчас не глядя в него, вы будете доставать предметы, и рассказывать о них, давать им характеристику (игра «Какой, какая, какие?»).
- Ой, дети, мне кто-то звонит по телефону. Это лесная Фея. Она сообщает, что все звери вернулись в родные места, и благодарит вас за оказанную ей помощь, скажите какую? (высказывания детей).
Фея в благодарность приготовила вам сюрприз, скажите полным предложением, используя предлог, откуда виден сюрприз? (из-за дерева).
Детям раздаются конфеты.
- Ребята вы большие молодцы, отлично справились с заданиями, помогли вернуть Фее всех диких животных в лес. Скажите, какие задания были для вас сложными, какие понравились больше всего? Я вами очень довольна, вы молодцы!
Список использованных источников.
1. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи: Минск: Национальный институт образования, 2007.
2. Кислякова Ю.Н., Былино М.В. Развитие речи: лексика и грамматика: учебное наглядное пособие для пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений дошкольного образования. – Минск: Национальный институт образования, 2020.